Сервитут на дорогу общего пользования

В каких случаях и как соседи по снт могут установить сервитут? | вечные вопросы | вопрос-ответ

Сервитут на дорогу общего пользования

Одним из видов обременений, которое устанавливается применительно к земельному участку, является сервитут. Сервитут может устанавливаться для решения разнообразных задач, в том числе для обеспечения проезда к соседнему участку.

Что такое сервитут на проезд к участку: понятие и законодательное регулирование

Сервитут может устанавливаться в отношении земельного участка для проведения инженерных коммуникаций, прокладки ЛЭП, складирования стройматериалов, установки межевых знаков и пр.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Сервитут на проезд – это право ограниченного пользования соседним участком земли в чужой собственности для обеспечения проезда.

Собственник участка не лишается права распоряжаться своей землей по своему усмотрению, но он не должен препятствовать в реализации права на проезд лицу, в пользу которого установлен сервитут.

В этом отличие сервитута от иных видов обременений (таких, как ипотека или арест), которые лишают владельца права на продажу земли.

Установка сервитута требуется в том случае, если к своему участку невозможно пройти другими способами, кроме как по территории соседнего участка. Право требования установки обременения прописано в 274 ст. Гражданского кодекса.

Правила оформления сервитута содержатся в Земельном кодексе, а также местных нормативно-правовых актах. Так, статья 23 Земельного кодекса указывает на то, что сервитуты могут устанавливаться в бессрочном и срочном порядке.

Различают две основные разновидности обременений: частное и публичное. Первое устанавливается в отношении конкретного физического или юрлица. Тогда как публичный сервитут вводится для обеспечения интересов группы лиц и местного населения по решению органов местного самоуправления. Наиболее распространённым является частный сервитут на участок.

Сервитут всегда привязан к конкретному участку земли, а не к собственнику. Это означает, что в случае продажи или наследования данного участка сервитут переходит в составе недвижимости к новому собственнику.

Сервитут может быть установлен при соблюдении двух основных условий:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • если проезд или проход невозможен без использования территории соседнего участка;
  • если установка сервитута не препятствует использованию участка земли по своему целевому назначению.

За то, что владелец земельного участка терпит определенные неудобства из-за наличия обременения, ему полагается денежная компенсация. Ее размер рассчитывается в индивидуальном порядке, исходя из стоимости земельного участка, площади сервитута и прочих факторов. Плата может быть периодической или иметь вид единовременной компенсации.

Лицо, в пользу которого устанавливается сервитут, может пользоваться чужим участком исключительно для проезда к своему. Нецелевое использование строго запрещается и может служить основанием для преждевременного прекращения действия обременения.

Перечень необходимых документов

Сервитут на проезд может быть установлен в согласительном, судебном и нормативном порядке. В зависимости от способа будет варьироваться комплект документов, который потребуется в процессе установки обременения:

Дополнительно потребуется соглашение об установке сервитута при договорном порядке, исковое заявление об установке сервитута при судебном порядке, а также заявление об установке публичного сервитута и соответствующее постановление муниципальных властей при нормативном порядке.

Куда обратиться за оформлением сервитута

За оформлением сервитута на проезд к соседнему участку требуется обращаться:

  • к собственнику соседнего земельного участка;
  • в администрацию муниципального образования, на территории которого находится земельный участок;
  • в районный суд, если обе стороны являются физлицами;
  • в арбитражный суд, если одна из сторон является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Сервитут на проезд подлежит обязательной регистрации в Росреестре. Сведения об установке обременения подлежат внесению в ЕГРН. Только после этого оно приобретает юридическую силу. Порядок госрегистрации сервитута содержится в 218-ФЗ. Иноформация о наличии обременения в виде сервитута становится доступна всем желающим и находится в открытом доступе.

Обратиться за установкой обременения могут лица, которым участок принадлежит на правах собственности; которые распоряжаются им на праве бессрочного пользования, наследуемого владения или аренды.

Порядок оформления частного сервитута

Для оформления частного сервитута на проезд гражданину стоит пройти следующие этапы:

  1. Обратиться к собственнику земельного участка и обговорить условия установки сервитута.
  2. Подписать соглашение об установке сервитута на проезд в трех экземплярах.
  3. Зарегистрировать его в Росреестре. Для этого потребуется соглашение об установке сервитута, заявление на регистрацию обременения, кадастровый план сервитута (если обременение устанавливается на часть участка), квитанция с оплаченной госпошлиной.
  4. По результатам рассмотрения заявления в Росреестре выдается выписка из ЕГРН, подтверждающая установку сервитута.

Если собственник участка не согласен на установку сервитута, то потребуется обратиться в суд. В суде потребуется доказать, что были приложены необходимые усилия для решения вопроса в согласительном порядке и что без сервитута невозможно проехать на свой участок.

Источник: https://za-nas-zakon.ru/zhkh-i-grazhdane/podezd-k-zemelnomu-uchastku-obyazatelen.html

О публичном сервитуте, описании его границ и порядке установления

Сервитут на дорогу общего пользования

Публичный сервитут – ограничение прав, которое накладывается на один или несколько земельных участков в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без их изъятия.

Для чего устанавливается публичный сервитут?

В соответствии со ст. 23 ЗК РФ исполнительный орган власти или местного самоуправления может принимать решение об установлении в определенных границах публичного сервитута в целях:

1) обеспечения проезда через земельный участок, в том числе для свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования или береговой полосе;

2) размещения на участке межевых знаков, геодезических пунктов, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных;

7) использования участка для рыболовства, охоты, рыбоводства;

8) размещения линейных объектов (электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и их частей, если такие объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации снабжения ресурсами населения);

9) складирования строительных и иных материалов, размещения временных вспомогательных сооружений;

10) размещения автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях и устройства их пересечений между собой;

11) проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Публичный сервитут может устанавливаться в отношении отдельного земельного участка, нескольких земельных участков или земель.

При этом установление сервитута на отдельном земельном участке или нескольких земельных участках свойственно для целей, обозначенных в перечисленных выше 1-7 пунктах.

В такой ситуации на конкретных земельных участках создаются части под обременение, обозначающие границы действия публичного сервитута.

Для целей, указанных в п.

8-11, связанных с размещением протяженных линейных объектов установить сервитут, обозначив пределы его действия на каждом отдельном участке весьма проблематично и неэффективно, поскольку линейные объекты проходят и по ранее учтенным земельным участкам, не имеющим по сведениям ЕГРН установленных границ, и в принципе по неразграниченным землям, из которых в дальнейшем могут формироваться новые земельные участки.

Таким образом, при установлении публичного сервитута необходимо описывать его границы полностью, для того чтобы пределы его действия в полном объеме в конечном счете были отражены в ЕГРН.

Как границы публичных сервитутов попадают в ЕГРН?

В соответствии с ч. 17 ст. 23 ЗК РФ сервитуты подлежат государственной регистрации (исключение – установление сервитута в отношении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности на срок до 3 лет).

В случае если сервитут частный, устанавливаемый по соглашению двух сторон, то с заявлением о регистрации обременения в соответствии с ФЗ-218 обращается лицо, в пользу которого ограничивается право частной собственности, или лицо, право которого ограничивается. Это случай весьма простой и не требует детального рассмотрения.

Если сервитут публичный, то с заявлением о внесении в ЕГРН сведений о публичном сервитуте должен обратиться уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления.

Не так давно в нашу техническую поддержку поступил вопрос от пользователя сервиса «ТехноКад-Муниципалитет», связанный с формированием пакета документов, необходимых для внесения в ЕГРН сведений об устанавливаемом публичном сервитуте, проходящем по множеству отдельных стоящих на кадастровом учете участков, а также по неразграниченным землям.

Случай касался установления публичного сервитута в целях размещения линейного объекта.

У пользователя уже было сформировано целое множество пакетов документов, подготовленных сторонней организацией, для внесения в ЕГРН сведений о зоне публичного сервитута, но относительно границ каждого участка в отдельности.

Иными словами, в этих документах был описан не полный обобщенный контур, ограничивающий пределы действия устанавливаемого публичного сервитута, как это должно быть при создании зоны публичного сервитута под протяженным объектом, пересекающим на своем пути как некоторые участки, так и неразграниченные земли, а только лишь границы пересечений между зоной публичного сервитута и теми земельными участками, что уже сформированы и стоят на кадастровом учете (см. поясняющие рис. 1 – 3).

На наш взгляд, такое описание не соответствует ни текущим требованиям законодательства, ни требованиям управленца, поскольку при таком установлении границ публичного сервитута в целях размещения линейного объекта орган местного самоуправления в конечном счете не будет знать, где именно кроме этих участков проходит данный сервитут.

Не нужно забывать, что помимо того, что из неразграниченных земель могут образовываться новые объекты недвижимости, которые будут изначально обременены данным сервитутом, на местности будет существовать большое количество участков, сведения о которых есть в ЕГРН, но в отношении которых в реестре нет данных о местоположении границ в координатах.

Таким образом, при фрагментарном внесении в ЕГРН границ публичного сервитута орган местного самоуправления не сможет увидеть целой картины и использовать эту информацию для управления земельными ресурсами. Публичный сервитут в отношении линейных объектов должен представлять собой в ЕГРН некоторую зону.

И если в пределах этой зоны будут образовываться новые объекты недвижимости, то в местах пересечения таких участков с зонами автоматически учетной системой ведения ЕГРН будут создаваться части под обременения.

Итак, давайте рассмотрим подробнее, как в настоящее время муниципалитет должен принимать решение об установлении подобного публичного сервитута.

Кратко напомним общий порядок действий:

1. Орган местного самоуправления получает от заинтересованного лица (организации или субъекта, обеспечивающего размещение и эксплуатацию объектов связи, электроэнергии, водоснабжения, газоснабжения и транспорта) ходатайство об установлении публичного сервитута.

В состав пакета документов, которые получает орган местного самоуправления от заинтересованного лица помимо документов, подтверждающих различные права и полномочия заявителя, входят и подготовленные в форме электронного документа сведения о границах публичного сервитута, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН.

2.

Орган местного самоуправления проводит проверку документов и если нет никаких оснований для их возврата, то в срок не более чем семь рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута направляет в орган регистрации прав запрос о правообладателях всех земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, а также при необходимости обеспечивает выявление правообладателей земельных участков. В этот же срок орган местного самоуправления обеспечивает извещение правообладателей земельных участков.

3. В течение 20-45 дней после получения ходатайства, но не менее чем через 30 дней после опубликования сообщения о планируемом установлении публичного сервитута, орган местного самоуправления принимает решение об установлении или отказе в установлении публичного сервитута.

При этом орган местного самоуправления по согласованию с правообладателями участков, в отношении которых планируется установление сервитута, и лицом, подавшим ходатайство, может утвердить иной вариант границ публичного сервитута, чем тот, что был предложен вместе с ходатайством.

4.

В течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута уполномоченный орган обязан опубликовать это решение и направить его копию в орган регистрации прав, а также правообладателям участков, попадающих в зону публичного сервитута, и непосредственно обладателю публичного сервитута. Вместе с копией решения в орган регистрации прав предоставляется описание границ публичного сервитута, которое готовится в соответствии с разъяснениями из Письма Минэкономразвития РФ № ОГ-Д23-622 по xml-схеме TerritoryToGKN_v01.

5. Публичный сервитут считается установленным с момента внесения сведений о нем в ЕГРН.

Таким образом, технически описание границ публичного сервитута выполняется аналогично тому, как описываются границы зон с особыми условиями использования территории.

Если вы являетесь кадастровым инженером, занимающимся выполнением работ по подготовке текстового и графического описания границ публичного сервитута, то ознакомиться с порядком подготовки пакета документов для последующей передачи в орган местного самоуправления можно, посмотрев запись нашего вебинара:

Если вы являетесь сотрудником органа власти или местного самоуправления, перед которым стоит задача по установлению публичного сервитута, то с помощью сервиса «ТехноКад-Муниципалитет» вы сможете:

1) проверить xml-документ с описанием границ публичного сервитута, полученный от лица, обратившегося с ходатайством, загрузив его в заявку:

2) самостоятельно подготовить необходимый документ с описанием границ публичного сервитута, а затем создать соответствующее этому документу заявление о внесении сведений в ЕГРН в соответствии с xml-схемой ZoneToGKN:

3) проверить на карте муниципального образования границы публичного сервитута и определить перечень земельных участков, на которые он будет распространяться (смотреть короткое обучающее видео):

4) запросить на подготовленный перечень участков сведения о правообладателях, создав единый запрос на получение из ЕГРН выписок об объектах недвижимости:

Напоминаем, что этот функционал может использоваться и при описании других зон и границ, сведения о которых предоставляются в Росреестр с заявлением от имени органа местного самоуправления.

В случае необходимости расчета платы за установление публичного сервитута, советуем специалистам руководствоваться приказом Минэкономразвития России от 04.06.

2019 №321 “Об утверждении методических рекомендаций по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам”. Полный текст документа читайте по ссылке.
__________________

Подписывайтесь на каналКадастр + РегистрацияOnline, чтобы быть в курсе новейших технологических решенийв сфере кадастрового учета и регистрации прав, а также важнейших изменений нормативно-правовых актов! Ждем Вас!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c581b7586e4a700adce8297/o-publichnom-servitute-opisanii-ego-granic-i-poriadke-ustanovleniia-5d31950d8da1ce00aee5a966

Дороги в коттеджных поселках: что делать, если Вам перекрывают проезд?

Сервитут на дорогу общего пользования

В редакции по состоянию на 3 февраля 2019 г.

Общие дороги в коттеджных поселках – это один из самых проблемных вопросов в отношениях между собственниками земельных участков и управляющими компаниями поселков.

Почти во всех случаях, с которыми я встречался на практике, коттеджные поселки создавались на месте бывших полей из состава земель сельскохозяйственного назначения. Большой исходный земельный участок делился на участки под коттеджи и на участки под коммуникации и дороги в коттеджном поселке.

При этом земельные участки, выделенные под дороги в коттеджных поселках, оставались в собственности застройщика, управляющих компаний или их учредителей.

Со временем управляющие компании повышают взносы за пользование дорогами, а не согласных платить не впускают на территории поселков. Выскажу свое мнение о том, что можно сделать в таких ситуациях.

В соответствии с п. 12 ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Пунктом 11 ст. 1 ГрК РФ установлено, что красные линии – линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

По смыслу приведенных норм земельные участки, отведенные под дороги в коттеджных поселках, не относятся к территориям общего пользования, поскольку они не ограничены в установленном порядке красными линиями.

Пунктом 6 ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 29 июля 2017 г.

№ 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что в целях оказания государственной и муниципальной поддержки садоводства и огородничества органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе по заявлению товарищества или участников общей долевой собственности на имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, безвозмездно приобретать в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность такое имущество общего пользования (автомобильные дороги, объекты электросетевого хозяйства, водоснабжения, связи и другие объекты) в случае, если такое имущество в соответствии с федеральным законом может находиться в государственной или муниципальной собственности.

Вместе с тем действующее законодательство не содержит положений, которые бы обязывали частных собственников земельных участков под дорогами в коттеджных поселках передавать эти участки в собственность муниципальных образований.

При таких условиях, когда земельные участки, выделенные под дороги в коттеджных поселках, остаются в частной собственности, вариантом обеспечения возможности пользования этими дорогами остается лишь установление сервитута.

Согласно ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

В п. 7 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 г.) разъяснено, что сервитут может быть установлен только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом).

Как правило, исходные земельные участки межевались под коттеджные поселки таким образом, что на земельные участки, образованные для строительства коттеджей, можно попасть только через земельные участки, образованные под дороги. Более того, земельные участки под дороги в коттеджных поселках именно для этой цели и выделялись. Поэтому собственникам коттеджей обычно не составляет труда доказать необходимость установления сервитута.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович

Источник: https://www.advokat-makoveev.ru/?p=369

Сервитут на дорогу общего пользования

Сервитут на дорогу общего пользования

Право ограниченного пользования соседним земельным участком именуется частным сервитутом. В соответствии со статьей 69 Земельного кодекса Республики Казахстан сосед или иное заинтересованное лицо может требовать предоставления этого права в следующих случаях:

Сервитут на дорогу

Покажем на примере сервитута на дорогу – т. е. потенциальный владелец сервитута (он в данном правоотношении именуется управомоченным лицом) предлагает собственнику земли установить проезд через его земельный участок, обосновывая просьбу необходимостью регулярного подвоза сырья для своего предприятия, стройматериалов и т. п.

1.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Сервитут на дорогу к земельному участку

Все земли вокруг поставлены на кадастр: с одной стороны земли лесного фонда, с другой — ЗАО (совхоза). Можно, конечно, через суд обратиться с требованием заключить сервитут, но интересует вариант возложить обязанность по обустройству на муниципалитет. Если поможет: один имеет категорию «земли поселений», вид разрешенного использования — для садоводства.

Читать еще –>  Участок купили по садовой книжке

Адвокат по земельным вопросам Маковеев Сергей Иванович

В соответствии со ст. 85 ЗК РФ в составе земель населенных пунктов земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации.

Оформление сервитута на проезд к участку

  • существенно изменились обстоятельства, согласно которым следовали стороны во время заключения договора о сервитуте;
  • увеличились или уменьшились ограничения прав собственника земли, обремененной сервитутом, по окончании конкретного срока после его установления;
  • стороны пришли к общему соглашению об изменении размера соразмерной платы за сервитут (частный сервитут);
  • увеличилась или уменьшилась сфера действия сервитута;
  • орган государственной власти или орган местного самоуправления принял нормативно-правовой акт, изменивший акт, которым был сервитут установлен, в отношении размера стоимости (публичный сервитут);
  • суд вынес решение об изменении размера стоимости частного или публичного сервитута путем корректировки договора о сервитуте или нормативно-правового акта администрации.

Сервитуты и автомобильные дороги

Казалось бы, линейные объекты недвижимости это именно тот случай, который предусмотрен законом №257-ФЗ. Но увы — если смотреть Постановление Правительства РФ от 02.09.

2009 N 717 “О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса” становится очевидным, что “объекты дорожного сервиса” точно линейными объектами не являются и вообще являются “нелинейными” сооружениями, а в некоторых случаях включают в себя еще и здания.

Читать еще –>  Как менять снилс при смене фамилии после замужества

Что такое сервитут на дорогу

Публичный сервитут — право ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом, которое устанавливается в случаен необходимости обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

В данном случае он устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления после проведения общественных слушаний.

Как рассказал 47news собственник участка Антон Синильников, он приобрел землю в 2006 году и намеревался построить на ней конно-спортивную школу.

Земля под дорогами — намекают на платный проезд

1.

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Источник: https://firstjurist.ru/zashhita-prav-potrebitelej/servitut-na-dorogu-obshhego-polzovaniya

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.