Сервитут регистрация

Содержание

Регистрируем частный сервитут

Сервитут регистрация
Фото из открытых источников. Яндекс.Картинки

Здравствуй, читатель. В прошлой статье я писал о том, как установить частный сервитут, если у вас возникла такая необходимость. Сегодня в продолжение темы, я расскажу о том как его зарегистрировать. Итак:

Регистрация сервитута на земельный участок предусмотрена в п. 3 ст. 274 ГК РФ, п. 17 ст. 23 ЗК РФ и ч. 6 ст. 1 Закона о регистрации недвижимости.

Однако вы можете не регистрировать частный сервитут, в случае если одновременно выполняются следующие условия: он устанавливается в отношении части публичного земельного участка; его срок составляет менее трех лет; в соглашении об установлении сервитута стороны определили, что он устанавливается без проведения кадастрового учета части участка и госрегистрации права (ограничения, обременения) на него. В этом случае границы действия сервитута устанавливаются согласно схеме, приложенной к соглашению.

За регистрацией сервитута может обратиться лицо, приобретающее право ограниченного пользования земельным участком (будет зарегистрировано вещное право, а также ограничение права и обременение участка), и собственник участка (регистрируется ограничение права. Если за регистрацией обратятся оба, сервитут будет зарегистрирован как вещное право, и как ограничение, обременение.

Частный сервитут может регистрироваться: без одновременного кадастрового учета, если в реестре есть сведения о земельном участке на который устанавливается сервитут; с одновременным кадастровым учетом, если сервитут устанавливается на часть земельного участка, не учтенную в реестре.

Каждый из заявителей должен заполнить заявление о госрегистрации прав на недвижимость. Оно оформляется в общем порядке. При этом, надо проставить знак “V”: в графе 3.

3 заявления; в реквизите 4 напротив графы “земельный участок”; в реквизите 6 в графе: права, при этом указывается вид сервитута, если его установили в вашу пользу; “ограничения права и (или) обременения объекта недвижимости”, при этом указывается “сервитут”, независимо от того, кто обращается с заявлением.

Реквизит 5 “В части государственного кадастрового учета осуществить” заполнять не нужно. Это не потребуется и в случае, если нужно зарегистрировать сервитут на часть земельного участка, которая не поставлена на кадастровый учет, поскольку его кадастровый учет проводится без заявления.

Фото из открытых источников. Яндекс.Картинки

Для регистрации сервитута нужны: правоустанавливающие документы: соглашение об установлении сервитута (не менее чем в двух подлинниках, если оно совершено в простой письменной форме, не менее одного подлинника и копии, если оно нотариально удостоверено).

Если комплект документов направляется на регистрацию почтой, то соглашение должно быть удостоверено нотариально.

Если оно подписано представителем по доверенности, нужно приложить нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую полномочия представителя на его подписание; решение суда, вступившее в законную силу.

Его нужно представить в виде копии в одном экземпляре; доверенность и иные документы, подтверждающие личность и полномочия представителя. Их нужно представить в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинным (ч. 5 ст. 21 указанного Закона). Иные документы.

Они будут нужны в отдельных случаях. Если одновременно проводится регистрация сервитута и кадастровый учет части земельного участка, дополнительно нужно приложить межевой план, в котором будут приведены сведения о части участка. По своей инициативе вы можете представить и другие документы, необходимые для госрегистрации прав.

Размер пошлины за госрегистрацию сервитута составляет:

· 1 500 руб., если сервитут устанавливается в интересах граждан.

· 6 000 руб., если сервитут устанавливается в интересах организаций.

Срок уплаты пошлины зависит от способа подачи документов на госрегистрацию: до подачи документов – если они подаются лично или направляются по почте; после их подачи, но до принятия документов к рассмотрению – если они подаются в электронной форме.

Если на момент приема документов госпошлину вы не уплатили, то вам выдадут (направят) уникальный идентификатор платежа (УИН) для ее уплаты с указанием даты, до которой необходимо уплатить государственную пошлину. Укажите этот УИН в платежном поручении, чтобы Росреестр мог идентифицировать вас и получить подтверждение оплаты в системе о государственных и муниципальных платежах.

Госпошлину платит заявитель обращающийся за регистрацией.

Если за регистрацией обращаются обе стороны соглашения, то госпошлина распределяется между ними.

Документы для госрегистрации сервитута подаются в общем порядке, предусмотренном для госрегистрации прав на недвижимость.

Срок регистрации сервитута составляет: если документы представлены в Росреестр 7 рабочих дней, через МФЦ 9 рабочих дней.

Если регистрация сервитута производится на основании нотариально удостоверенного соглашения поданного в Росреестр 3 рабочих дня, поданного через МФЦ 5 рабочих дней.

При одновременном проведении кадастрового учета части земельного участка и регистрации сервитута через Росреестр 10 рабочих дней, через МФЦ 12 рабочих дней.

В подтверждение регистрации сервитута как вещного права, выдается выписка из ЕГРН.

Фото из открытых источников. Яндекс.Картинки

Если сервитут зарегистрирован на основании соглашения о его установлении, то в нем будет проставлена специальная регистрационная надпись. Документы вам выдадут или направят тем способом, который вы указали в заявлении.

Успехов вам в реализации своих прав. А если статья была полезна, то просьба не стесняться и ставить лайк и подписываться на канал.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d1a5279d7427500ad0065bd/registriruem-chastnyi-servitut-5e25ea8d028d6800b11464aa

Государственная регистрация сервитутов

Сервитут регистрация

В данном случае собственник земельного участка вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования.

Сервитут по аналогии с иными вещными правами (арендой, ипотекой) на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее -ЕГРП), в виде ограничения (обременения) земельного участка.

Наличие зарегистрированного в установленном порядке сервитута имеет существенное значение при совершении сделок с земельными участками, например, при переходе права собственности на земельный участок покупатель будет уведомлен об ограничении в использовании приобретаемого земельного участка.

Статья 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусматривает классификацию сервитутов на частные и публичные

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

В силу ст.

274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) частный сервитут устанавливается для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также и других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута, то есть не задействовав при этом земельного участка, принадлежащего другому лицу. Между тем обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения им.

В соответствии с п. 2 ст.

23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

В пункте 3 статьи 23 ЗК РФ приведен исчерпывающий перечень случаев установления публичного сервитута.

Таким образом, публичный сервитут может быть установлен для:

  • прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
  • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  • использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
  • временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

В силу п. 9 ст. 23 зк рф сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом «о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – закон о регистрации)

Государственная регистрация сервитута на земельный участок как ограничения (обременения) вещного права на земельный участок возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРП.

Основанием для государственной регистрации частного сервитута является соглашение о сервитуте либо решение суда об установлении сервитута; основанием для государственной регистрации публичного сервитута является закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации, нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, нормативный правовой акт органа местного самоуправления, в соответствии с которыми установлен публичный сервитут.

В соответствии с п. 1 ст. 27 Закона о регистрации государственная регистрация сервитутов проводится в ЕГРП на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в ЕГРП.

Согласно п. 2 ст.

27 Закона о регистрации если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается кадастровый паспорт такого объекта недвижимости, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка о таком объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости, на который распространяется сфера действия сервитута.

В соответствии со ст. налогового кодекса российской федерации государственная пошлина за государственную регистрацию сервитутов составляет: в интересах физических лиц – 1000 рублей; в интересах организаций – 4000 рублей

Следует подчеркнуть, что сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен. Кроме того, в случае перехода к другому лицу права на земельный участок, обремененный сервитутом, сервитут сохраняется.

Сервитут может быть прекращен по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.

Это означает, что, если лицо, в пользу которого установлен сервитут, объективно может удовлетворить свои потребности другим образом (например, проложена новая дорога, возможны иные пути водоснабжения и т.д.), в этих условиях собственник участка имеет право поставить вопрос о прекращении сервитута.

Сервитут также может быть прекращен по решению суда в случаях, когда земельный участок в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка.

В качестве документов-оснований, подтверждающих досрочное прекращение частного сервитута на земельный участок, необходимо представить соглашение о прекращении сервитута, заключенное собственником земельного участка и лицом, в пользу которого установлен сервитут (либо решение суда о прекращении сервитута).

Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта органа государственной власти (местного самоуправления) об отмене сервитута.

Источник: https://rosrealt.ru/analitika/Gosudarstvennaya-registratsiya-servitutov

Установление сервитута на земельный участок: судебная практика, оформление, государственная регистрация, порядок

Сервитут регистрация

С вопросом определения обременения земельного участка сервитутом связано множество трудностей.

Среди основных проблем оформления разных видов сервитутов является наличие различных норм права, регулирующих данные правоотношения.

Поэтому обременение на земельный участок оформляется в зависимости от оснований его установления. Рассмотрим более подробно, как устанавливается отдельный вид права ограниченного пользования.

Как установить сервитут на земельный участок

Утверждение государственного сервитута происходит при наличии следующих оснований:

  • необходимость передвижения по территории участка;
  • земля используется для прокладки инженерных коммуникаций, объектов придорожного благоустройства и проведения ремонтных работ;
  • необходимость в установке на участке межевых знаков, а также обеспечение подъездов;
  • проведение работ по дренированию участка;
  • участок используется для водозабора или организации водопоя, а также для прогона и выпаса с/х животных, покоса;
  • если участок используется для охоты или рыболовства;
  • в целях обеспечения свободного прохода к прибрежной полосе или проведения исследований и изысканий на участке.

Перечисленные основания являются исчерпывающими, имеют повелительный характер, т.е. устанавливается нормами закона и не зависят от волеизъявления землевладельца. Оформление публичного сервитута связано с решением государственных или общественных задач.

Определение сервитута происходит только по итогам общественных заседаний. После оформления публичного сервитута он подлежит госрегистрации.

Поэтому частный сервитут оформляется в порядке добровольного соглашения между двумя сторонами. Землевладелец предоставляет право пользования своим участком заинтересованному лицу, которое обязано эксплуатировать его в целях и на условиях, определенных соглашением.

Если отпали основания, стороны могут прекратить данные правоотношения. Соглашение заключается в письменном виде, которое также подлежит госрегистрации. К такому договору необходимо приложить план участка с обозначением пределов обременения.

Если объект недвижимости с обременением отчуждается, то сервитут продолжает существовать.

Если стороны не могут договориться, спор подлежит разрешению в суде. В суд с заявлением обращается заинтересованное лицо, требующее оформления обременения.

Документы для регистрации

Наличие письменного соглашения является обязательным условием для государственной регистрации сервитута земельного участка, равно как и особый перечень документов. Его оформление осуществляется по заявлению одной из сторон данного соглашения. Право ограниченного пользования возникает только после внесения сведений в Реестр.

Если имеет место установление сервитута только на часть земельного участка, то необходимо предоставить кадастровый план с указанием пределов действия обременения, который визируется специально уполномоченным органом. Если сервитут устанавливается на всю территорию участка, план не требуется.

Перечень документов:

  1. Заявление от физлица или госоргана.
  2. Ксерокопия квитанции об уплате госпошлины с оригиналом.
  3. Для физлица – паспорт.
  4. Для регистрации государственного сервитута – ксерокопия распорядительного акта госоргана о его установлении, заверенная органом, вынесшим данный акт (в количестве 2 экземпляров).
  5. Оригиналы соглашения об установлении обременения с дополнениями (в 2-х экземплярах).
  6. При наличии судебного решения – его ксерокопия, заверенная судом (в 2-х экземплярах).
  7. Оригинал кадастрового плана и его ксерокопия.

Далее мы поговорим о том, как оформить частный и публичный сервитуты на земельные участки.

Следующее видео расскажет вам более подробно об установлении сервитута на земельный участок, например, с многоквартирным домом или другими строениями на нем:

Порядок

Установление и оформление сервитута на земельный участок возможно при разных целях, даже под газопровод. Но, в первую очередь, стоит помнить, что сервитуты бывают частными и публичными.

Для частного сервитута определен следующий порядок его установления на земельный участок:

  • Направление землевладельцу предложения о возможности и необходимости установить сервитут с указанием границ.
  • В случае согласия составляется и подписывается соглашение; при отказе – обращение в судебную инстанцию с аргументацией необходимости его установления.
  • Прохождение процедуры госрегистрации.

Для государственного сервитута предусмотрен следующий порядок установления:

  • Принятие решения госорганом РФ или органом местного самоуправления на основании соответствующего заявления от заинтересованного лица, к которому должны быть приложен результат публичных слушаний, а также согласие землевладельца, чьи интересы ограничиваются. Заявление дополняется кадастровым планом участка.
  • Если при оформлении обременения впоследствии землевладелец не сможет в полной мере пользоваться своим участком, он может потребовать изъять или выкупить у него данный участок. Для этого подается заявление с указанием своих претензий, включая возмещение убытков с полным их расчетом.
  • Если установление обременения приводит к значительным затруднениям в эксплуатации участка, землевладелец имеет право на соразмерную компенсацию. Для этого также подается заявление с полным расчетом выплат.
  • Принятие решение в течение 1 месяца.
  • Права по государственному сервитуту возникают с момента госрегистрации.

Письмо об установлении обременения

Департаментом недвижимости Минэкономразвития РФ был дан ответ в официальном письме от 11.07.2011 г. по вопросу об установлении соглашения сервитута, а также о защите прав собственника.

Документ определяет круг органов, уполномоченных осуществлять защиту прав собственника, которыми выступают прокуратура и суд. В письме делается акцент на основные моменты, связанные с установлением обременения на участок, как частного, так и государственного.

Вы можете посмотреть образец Письма ниже, а также скачать его.

Образец письма об установлении сервитута

Образец письма об установлении сервитута — 1Образец письма об установлении сервитута — 2Образец письма об установлении сервитута — 3

Госпошлина и плата

Самое вемя узнать о размере госпошлины за регистрацию сервитута на земельный участок. Если сервитут оформляется в отношении граждан, то ее величина составляет 1500 рублей, а для юрлиц – 6000 рублей.

Плата по соглашениям об установлении сервитута определяется договоренностью между сторонами на основании оценки. Далее мы расскажем о сроках установления сервитута на земельный участок.

Срок установления

  • Обременение на участок может устанавливаться как на определенный период, который оговаривается сторонами в соглашении,
  • так и на постоянное время – период не определен, либо период существования ограничения связан с отменой (прекращением действия) нормативного акта или соглашения.

Административный регламент

Для урегулирования правоотношений по оформлению обременения на землю, находящуюся в городской собственности, был принят официальный документ – Административный регламент установления сервитута. Положениями данного регламента устанавливаются:

  • порядок проведения административной процедуры оказания услуг по установлению обременения;
  • сроки и последовательность административных действий с указанием перечня оказываемых услуг;
  • порядок взаимодействия органа местной власти с заявителями (гражданами, юрлицами, государственными структурами и организациями);
  • процедура обжалования действий (бездействий) органов местной власти.

Документом также регламентируется порядок заключения соглашения о сервитуте. Все положения документа основываются на требованиях норм законодательных актов. На основании данного документа разрабатываются региональные регламенты.

Далее мы расскажем вам про установление сервитута в судебном порядке.

Судебный порядок

Если сторонам не удается прийти к обоюдному соглашению или возникли споры об отдельных условиях, обременение на землю может быть установлено судом. В суд обращается заинтересованное лицо с соответствующим иском, в котором оно должно обосновать необходимость предоставления ему права пользования чужим участком, и что данная мера является единственной для ведения хозяйства.

Суд может не учитывать их доводы об условиях обременения. Он вправе самостоятельно определить приемлемые условия сервитута, а также установить границы участка, необходимые для передвижения. Суд учитывает баланс интересов сторон, чтобы обременение участка было наименее затруднительным для собственника и не создавало значительных неудобств в эксплуатации.

Рассматривая подобные дела, суд не может принудить землевладельца заключить договор, однако его решение служит основанием для госрегистрации обременения. Резолюция решения должна содержать все условия установления обременения.

При этом ВАС постановил, что суд уполномочен самостоятельно определять их, в том числе устанавливать границы передвижения через участок, устраивающие всех заинтересованных лиц.

Постановление суда также должно содержать данные о пространственном положении обременения, необходимые для заполнения Реестра.

Если возникают сложности при определении пределов действия обременения, суд может назначить проведение кадастровых мероприятий. Если по итогу стороны соглашаются с их результатами, суд в своем решении об установлении сервитута основывается на кадастровом заключении.

Суду необходимо контролировать, чтобы иск подавался исключительно к собственнику участка, а не к арендатору или пользователю. А вот предъявлять требования могут и те и другие.

Изучая условия соглашения, суд руководствуется требованиями, установленными Минэкономразвития. Так, договор должен содержать:

  • сведения о сторонах;
  • данные об объекте недвижимости (точное месторасположение, кадастровый номер, план);
  • основания для установления обременения (цели и задачи);
  • пределы действия сервитута;
  • расчет компенсационных выплат в случае их назначения;
  • другие условия, о которых договорились стороны.

Процесс может затянуться на долгое время, а также дорого обойтись для сторон, поэтому более приемлемым вариантом является внесудебный порядок установления сервитута.

О спорах, которые чаще всего возникают в сфере установления сервитута расскажет юрист из следующего видео:

Судебная практика

Садоводческое товарищество «Мечта» обратилось в суд с иском к СТ «Маяк», которое находилось по соседству. В заявлении истец требовал установить обременение для возможности передвижения членов СТ «Мечта» по существующей дороге через участок, который принадлежал СТ «Маяк».

В своем заявлении истец основывался на том, что в 1991 году ему был выделен участок на праве постоянного пользования. Данный участок граничил с лесополосой с одной стороны, и с участком ответчика — с другой.

Однако территории для проезда к трассе выделено не было, а участок ответчика непосредственно граничил с трассой.

После предоставления земли некоммерческим организациям, их члены самостоятельно за свои средства проложили дорогу от трассы, которая проходила через оба товарищества. Члены обеих организаций пользовались этой дорогой на протяжении 20 лет. Однако, с 2010 года, ответчик стал препятствовать в эксплуатации дорогой членами СТ «Мечта» (возвели ограждение).

Арбитражный суд, заслушав уполномоченных лиц от сторон, проанализировав материалы дела, вынес постановление об установлении обременения по уже существующей дороге для передвижения по ней членами СТ «Мечта».

Также суд обязал СТ «Маяк» не чинить препятствий для проезда по этой дороге членами СТ «Мечта».

В своем решении суд указал на невозможность передвижения членов СТ «Мечта» не иначе, как по территории ответчика, и невозможность проложить новую дорогу.

Источник: http://urned.net/zemelnoe-pravo/servitut/poryadok-ustanovleniya-i-registratsii.html

Порядок установления и регистрации сервитутов

Сервитут регистрация

Для того чтобы на земельный участок было наложено соответствующее обременение, должна быть осуществлена регистрация сервитута. Без этой процедуры все необходимые сведения не будут внесены в реестр, а значит, что вторая сторона не имеет права эксплуатировать земельный надел.

Что собой представляет сервитут

Сервитут – это одна из разновидностей обременения земельного участка, подразумевающее ограничение прав собственника. Исходя из того, кто является заинтересованным лицом, выделяют публичный и частный сервитут. Публичный сервитут необходим, если сделка заключается между владельцем и государством. Во втором случае сторонами сделки выступают частные лица.

Его наличие редко мешает владельцам распоряжаться своим имуществом, в том числе дарить, продавать или завещать его. Обременение участка переходит новому хозяину вместе с правом собственности.

Но далеко не всем нравится тот факт, что его землей будут пользоваться посторонние люди. Поэтому сервитут редко бывает безвозмездным.

Если же обременение подразумевает серьезное ограничение прав собственника, то он может настоять на выкупе участка заинтересованной стороной.

У владельца могут появиться проблемы с распоряжением участка в следующих случаях:

  1. Если на основании публичного сервитута землей пользуется много людей. К примеру, через надел проходит тропинка. Снять такое обременение затруднительно.
  2. На участке находится чужое имущество. Тогда у владельца земли появляются определенные ограничения, не позволяющие распоряжаться недвижимостью в полной мере. Например, строительство на земле с чужим объектом недвижимости проводить запрещено.
  3. Что касается продажи такого участка, то никаких препятствий с юридической точки зрения у собственника нет. Но для земли с обременением тяжело найти покупателя, к тому же его наличие может повлиять на стоимость имущества.

Государство в лице муниципальных органов может потребовать установление обременения по следующим причинам:

  1. Проведение инженерных коммуникаций или ремонтных работ.
  2. Дренирование участка.
  3. Использование земли для рыболовства или охоты.
  4. Проведение различных исследований.

То есть, у муниципалитета должен быть серьезный повод, подтверждающий, что без обременения не обойтись. Частный сервитут нередко устанавливается, если третьему лицу требуется проезд по участку, проведение канализации или линии электропередач, и т. д.

Важно: процедура оформления обременения для государства и частного лица отличаются друг от друга. Но обе сделки должны пройти государственную регистрацию.

Как установить сервитут

Процедура установления государственного сервитута происходит следующим образом:

  1. Государство в лице местных органов принимает решение об использовании конкретного земельного участка. Затем о нем сообщают собственнику.
  2. Если собственник согласен, то следующий этап – публичное слушание.
  3. Затем осуществляется государственная регистрация сервитута.

Если же установление обременения на земельный надел необходимо частному лицу, например, соседу, то он должен отправить собственнику уведомление.

Это необходимый для процедуры документ, в котором обязательно указываются все данные об участке и цель сервитута. Если владелец земли согласен на временное или постоянное обременение своих прав, стороны составляют соглашение.

На основании этого документа обязанный хозяин должен предоставить землю второй стороне.

В случае, когда хозяин отказывается предоставлять землю для нужд третьей стороны, конфликт можно решить в суде. Но следует знать, что даже суд не может заставить собственника дать согласие на установление ограничения, если на это нет веских оснований.

Регистрация

После того, как стороны приходят к соглашению, наступает следующий этап – регистрационный. Регистрация частного или публичного сервитута происходит согласно установленной законом процедуре.

Главными документами, которые могут инициировать регистрацию, является соглашение сторон, распорядительный акт государственного органа или решение суда.

Обратиться в регистрирующий орган с соответствующим заявлением может один из участников сделки.

Помимо заявления необходимо предоставить следующие бумаги:

  • справку, подтверждающую, что заявитель оплатил госпошлину;
  • личные документы, если документы подает физическое лицо;
  • соглашение, распорядительный акт и т. д.;
  • кадастровый план.

Источник: https://ProSobstvennost.ru/zemlepolzovanie/registraciya-servituta.html

Сервитут – порядок установления и регистрации сервитута

Сервитут регистрация

Есть в юридической терминологии такое понятие как сервитут – использование земельного участка для прохода или проезда с ограниченными правами.

Оно требует официальной регистрации. Эту нелегкую процедуру описывает закон. А заключают  это соглашение по взаимному согласию сторон.

По периоду пользования сервитут бывает как постоянным, так и краткосрочным.

статьи:

Основные виды сервитута – отличие частного сервитута от публичного

Два вида сервитута устанавливает Земельный Кодекс. В этом документе можно найти подробное их описание и признаки различающие их. Но, если рассказать проще, то:

  • Частный сервитут нацелен на частные интересы определенных лиц или организаций.

При этом договор может заключаться по взаимному соглашению при подписании документов, так и в результате вынесения судебного решения. Например, если владелец земли не настроен обременять ее сервитутом.

Землевладелец не ущемляется в правах этим соглашением. Он может полноценно распоряжаться земельным имуществом, а так же просить вознаграждение за использование территорией.

А если основания для действия сервитута иссякли, например, трубопровод направили другим путем или дорога больше используется и закрыта, то собственник имущества может потребовать расторжения договора, как в личном порядке, так и через суд.

  • Публичный сервитут заключается из-за выгоды государства, муниципальный предприятий, в общем, в народных целях.

Причем, если сервитут налагает какие-то трудности в использовании земельного имущества, то  владельцу полагается вознаграждение за его использование.

Если пользование участком вообще невозможно по причине сервитута, то владелец может просить выкупить эту землю.

Какие могут быть основания для возникновения сервитута в соответствии с законом о сервитуте?

Для публичного сервитута причинами выступают:

  1. Эксплуатация территории для охоты и рыбалки
  2. Транспортное передвижение по участку
  3. Применение территории для дренажных работ
  4. Для провода сельскохозяйственных животных по территории землевладельца
  5. Для вольной пастьбы скота
  6. Для сенокоса
  7. Для исследовательских работ – это временная мера
  8. Для  беспрепятственного подхода к прибрежной зоне.

Частный сервитут используют для:

  1. Прокладки трубопровода через территорию, принадлежащую определенному лицу
  2. Установки ЛЭП
  3. Установки теле- и радиовышек
  4. Для перемещения, например, соседний участок земли.
  5. И других необходимых нужд.

Как установить сервитут – порядок установления частного и публичного сервитута

Для возникновения таких отношений заинтересованное лицо должно предложить обладателю земли предложение сервитута. И после решения всех важных моментов, таких как сроки, оплата и прочее, две стороны заключают договор. После регистрации сего соглашения в ЕГРП сервитут считается вступившим в законную силу.

Как зарегистрировать сервитут – список необходимых документов  для государственной регистрации сервитут

Для того, чтобы заключить договор нужно подготовить следующий пакет документов.

  1. Заявление от землевладельца и лица «арендующего» земельное имущество.
  2. Подтверждение уплаты госпошлины
  3. Паспорта заявителей
  4. Если сервитут частный, то требуется обоюдное соглашение или решение суда
  5. Для публичного – правовой акт об установлении сервитута
  6. Бумаги, доказывающие, что объект недвижимости находится в собстенности

Для ЮЛ дополнительно потребуются:

  1. Учредительные документы, включающие все поправки
  2. Свидетельства о ГРЮЛ
  3. Договор о назначении руководителя: протокол избрания и приказ о назначении
  4. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе с указанием ИНН

Кто и как устанавливает размер платы за установление сервитута – какой срок действия у сервитута

Обладателю используемого объекта  в любом случае будет назначаться денежное вознаграждение за сервитут. Причем величина его устанавливается в зависимости от размера материальной выгоды от объекта, если бы он не был отдан под сервитут. Важный факт, что на размер этих выплат оказывает влияние и частота пользования землей.

Срок действия договора определяется в официальном соглашении при подписании документа обеими сторонами. При этом длительность его не должна превышать время нахождения имущества в подряде, в строительных целях и проч.

Особенности сохранения сервитута при переходе прав собственности на имущество

Сервитут привязан не к определенному лицу, а к имуществу. Поэтому при купли-продажи, обмена, а так же аренды земля передается вместе с обременением. Таким образом, вместе с землей новый владелец получает еще и «бонус» в виде сервитута.

Прекращение сервитута – какие могут быть основания для прекращения сервитута?

  1. Соглашение сторон может быть расторгнуто при отпадении нужды пользования имуществом собственника. Например, если открылась новая более удобная дорога.
  2. Договор расторгается, если невозможно использование имущества по назначению. Т.е. если сервитут настолько мешает нормальной деятельности, что полностью останавливает ее.
  3. А так же в случае уничтожения объекта сервитута.
  4. Если пользователь сервитута приобрел используемое имущество у собственника.
  5. Так же вполне возможно прекращение действия договора при отказе от сервитута заинтересованного в нем лица.

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Источник: https://pravo812.ru/useful/430-servitut-poryadok-ustanovleniya-i-registratsii-servituta.html

Регистрация сервитута на земельный участок

Сервитут регистрация
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Государственная регистрация и кадастр недвижимости » Регистрация сервитута на земельный участок

Иногда возникает необходимость воспользоваться чужим земельным участком – например, для постоянного прохода через земельный участок соседа к собственному дому или гаражу. В сельской местности и в частных секторах возникают и иные нужды. Например, проведение бытовых коммуникаций обычно происходит путем подключения к центральной сети. Для этого к ней прокладываются дополнительные ветви водопровода, устанавливаются столбы для линии электропередачи и т.д., но что, если единственный путь к центральной линии лежит через соседний участок? Выход один – использовать его как для установки линейных объектов, так и для их последующего ремонта. 

В перечисленных случаях Гражданский кодекс предусмотрел возможность установления частного сервитута, однако право ограниченного пользования третьему лицу предоставляется только при соблюдении ряда условий: – сервитут устанавливается в отношении соседнего участка; – без сервитута нужды пользователя не могут быть удовлетворены; – имеется соглашение с собственником или судебное решение; – сервитут, как и любое вещное право на недвижимость, необходимо зарегистрировать.Таким образом, частный сервитут на землю устанавливается для ее использования конкретным лицом или группой лиц, которые имеют право ограниченного использования участка земли для своих нужд. Публичный сервитут отличается тем, что пользователю нет необходимости регистрировать это обременение публичной собственности, чтобы использовать землю для прохода, подъезда, проведения охоты и т.д. Узаконением права ограниченного пользования, поскольку оно установлено одновременно для всех, а, следовательно, является публичным, занимаются государственные органы или органы местного самоуправления, в зависимости от того, чьим решением такое обременение образовано. Также публичный сервитут предполагается безвозмездным. Государственная регистрация сервитута. Регистрация предполагает, что государством в строго определенной процедуре совершается юридический факт, влекущий: 1. возникновение у не собственника права пользования в той части, которая ему необходима для удовлетворения собственных нужд; 2. признание государством установленного права на ограниченное пользование; 3. удостоверение признания права ограниченного пользования, которое производится в определенном порядке в два этапа путем учета в специальном реестре и выдачи удостоверения; 4. ограничение правомочий собственника в части предоставленного не собственнику правомочия.

Юридическое значение государственной регистрации неоспоримо и заключает в том, что совершенный юридический факт – единственно признаваемое государством доказательство существования права ограниченного пользования.

Осуществление регистрации прав ограниченного пользования земельным участком

Подведомственной Министерству юстиции РФ является Федеральная служба регистрации, кадастра и картографии, сотрудники которой ведут Единый государственный реестр прав.

Основанием внесения в реестр является заявление, которое подается в зависимости от ситуации: – собственником земли; – лицом, для которого устанавливается право пользования, что возможно только при наличии у него соглашения с собственником по поводу установления для него обременения; – обладателем ограниченного вещного права или арендатором со сроком аренды от года в случае, если участок находится в нечастной собственности. Заявителю необходимо предъявить: – копию документа о существующей записи в реестре о праве собственности на участок; – документ об основании установления обременения, т.е. соглашение, распоряжение уполномоченного органа или решение суда об установлении сервитута, в которых определяются дата установления обременения и срок его действия. В нем же определяется безвозмездность пользования или указывается размер платы за пользование землей.

В зависимости от площади использованного для ограниченного пользования участка зависит дополнительное требование о предоставлении кадастрового плана, который необходим для определения конкретной части земельного участка, используемого не собственником.

Порядок и сроки государственной регистрации земельного сервитута

Процедура государственной регистрации начинается с подачи заявления в Росреестр. Одновременно с заявлением предоставляется квитанция об уплате пошлины за оказание государственной услуги в размере 1500 рублей для физических лиц и 6000 рублей, когда ограниченное пользование устанавливается в интересах организаций.

Порядок регистрации земельного сервитута предусмотрен Федеральным законом от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии с ним процедура происходит в 4 этапа: 1. Прием документов и их регистрация. 2.

Правовая экспертиза принятых документов, что предполагает не только непосредственную проверку документов на предмет их соответствия требованиям закона, но и проверку законности сделки, а также проверку возможности ее совершения. На этом этапе также проверяется, не противоречит ли заявление уже существующим правам. 3.

Внесение сведений об установленном обременении в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество. 4. Выдача соответствующего удостоверения, а также совершение соответствующих надписей на правоустанавливающих документах.

Проведение данной процедуры по общему правилу занимает до 10 дней со дня принятия заявления и приложенных документов.  Указанный срок можно значительно сократить, подав документы, удостоверенные нотариусом.

Поскольку удостоверительная надпись нотариуса будет означать, что документы достоверны соответствуют закону, это уменьшит срок этапа экспертизы сотрудниками. Таким образом, полный порядок действий для заявления с приложенными нотариально удостоверенными документами может занять до 3 дней.

Приостановление государственной регистрации

На срок до 1 месяца процедура внесения записи в реестр может быть приостановлена в случае: – возникновения у регистратора сомнений относительно наличия оснований к внесению записи либо при не предоставлении документов или возникновении сомнений в их подлинности и достоверности; – отсутствия сведений о границах земельного участка или наличии сведений о том, что одна из границ пересекает границы иной земельной площади, которые подтверждаются данными из государственного кадастра; – подачи заявления о возврате документов с прерыванием процедуры признания права.  Процедура также приостанавливается до принятия решения, если уже подано аналогичное заявление, по которому еще не принято решение.  Отказать по поданному заявлению регистратор обязан в ограниченном количестве случаев. Для сервитута такими являются: – несоответствие объекта, означающее, что границы объекта не указаны в кадастре или указаны, но пересекают границы иного участка; – несоответствие субъекта, т.е. заявитель не имеет права на подачу заявления, недееспособен или является ненадлежащим субъектом по иным причинам; – несоответствие документов, что может проявляться в том, что заявитель не представил документы либо документы недостоверны, составлены в противоречии с нормами закона и т.д.;

– несоответствие требований, например, когда требования противоречат уже существующим правам.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/gosudarstvennaya-registraciya-i-kadastr-nedvizhimosti/registraciya-servituta-na-zemelnyj-uchastok.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.